[image: image1.png]


                                                                             Международный Фонд защиты                                                                                                                                    

                                                                 свободы слова «Адил соз»

Мониторинг

нарушений свободы слова в Казахстане

в декабре 2010 года

В декабре 2010 г. мониторинг нарушений свободы слова фонда «Адил соз» зафиксировал 96 сообщений. 51 из них дают информацию о прямых нарушениях прав СМИ и журналистов, в т.ч.:

· нападения на журналистов — 3 сообщения;

· необоснованный отказ и нарушение сроков предоставления 
общественно значимой информации — 16 сообщений.

Зафиксировано 14 сообщений о конфликтах и обвинениях, выдвинутых против СМИ и журналистов, в т.ч.:

· требования о защите чести, достоинства и деловой репутации -  9 сообщений.

Содержание

I. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ 
СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
3
1. Действия и выступления должностных лиц, определяющие фактическое положение средств массовой информации и состояние свободы слова
3
2.  Действия по регулированию интернет-пространства Казахстана
5
3.  Изменения и проекты изменений действующего законодательства, 
определяющие правовое положение средств массовой информации 
6
4. Оценки фактического положения СМИ и свободы слова
9
5. Действия и выступления в защиту гражданских 
и профессиональных прав СМИ и журналистов
9
II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ СМИ И ЖУРНАЛИСТОВ
12
1. Убийство журналиста
12
2. Нападения на журналистов
12
3. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов
13
4. Необоснованное задержание журналистов
14
5.  Нарушение прав СМИ и журналистов на свободу слова и творчества
14
6. Необоснованный отказ в аккредитации журналистов
16
7. Необоснованный отказ и нарушение сроков предоставления 
общественно значимой информации
17
8.  Необоснованные ограничения в получении общественно значимой информации
20
9.  Необоснованное ограничение доступа к веб-сайтам
22
10. Нарушения принципа гласности судебного процесса
22
11. Необоснованный досмотр тиражей СМИ
23
12. Нарушения  хозяйственных прав СМИ 
23
III. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ 
СРЕДСТВАМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ЖУРНАЛИСТАМ
24
1.  Обвинения в злоупотреблении служебным положением
24
2.  Обвинения в разглашении тайны личной жизни
25
3. Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, 
вытекающие из публикации определенных сведений
25
4. Случаи и основания освобождения СМИ от ответственности 
за публикацию недостоверных сведений
28
5. Требования о защите прав на интеллектуальную собственность
29



I. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ 
СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

1. Действия и выступления должностных лиц, определяющие фактическое положение средств массовой информации и состояние свободы слова

Декабрь, 06

Все СМИ

На Правительственном часе в Мажилисе парламента депутатами были выработаны Рекомендации, адресованные Министерству связи и информации. В частности, рекомендуется обеспечить внедрение цифрового телерадиовещания с качественными программами на государственном языке, усилить контроль за эффективным использованием выделенных для этих целей бюджетных средств.

Министерству также рекомендуется активизировать информационно-разъяснительную работу через СМИ и интернет-ресурсы о возможностях внедряемых информационно-коммуникационных технологий, в т.ч. их доступности для широкого использования населением в повседневной жизни.

Декабрь, 10

Все СМИ

10 декабря в ходе пленарного заседания верхней палаты парламента депутат Толеген Мухамеджанов заявил, что уполномоченные органы должны изучить вопросы информационной безопасности в стране: «Я вам приведу один пример: будучи за рубежом в гостинице, можно посмотреть канал К+, который несет совершенно другую информацию. Непонятно, кто его создал, но этот канал несет негативное информационное освещение всех процессов, которые происходят в нашей стране». Сенатор считает, что закон «О связи»  нужно не просто реализовать, «надо его принять как стратегический закон, чтобы эти вопросы отвечали непосредственно вызовам сегодняшнего времени». 

В ответ министр связи и информации РК Аскар Жумагалиев сообщил о том, что министерство разрабатывает законопроект о регулировании деятельности иностранных СМИ в Казахстане: «В ближайшее время мы придем к вам с законом о телерадиовещании, который будет описывать, каким образом должны регулироваться иностранные и казахстанские СМИ».

Декабрь, 06

Все СМИ

На заседании Мажилиса парламента депутаты обратились к министру связи и информации Аскару Жумагалиеву по поводу низкого качества газетной продукции. По словам депутата Владимира Нехорошева, «...на газетах, извините, такая краска, что после того, как ее возьмешь в руки, их нужно мыть до локтей специальным средством!».

Руководитель министерства признал наличие проблемы с маркими газетными страницами. По словам Аскара Жумагалиева, вся полиграфическая бумага закупается за рубежом. Для того, чтобы казахстанским читателям газеты обходились как можно дешевле, их владельцы приобретают самое недорогое сырье. Периодические издания на суперкачественной бумаге, по подсчетам министра, будут стоить втрое дороже. К тому же, отметил А. Жумагалиев, печатные СМИ постепенно «уходят» в Интернет – почти у всех уже есть свои сайты. Министерство всячески содействует этому процессу. 

Декабрь, 10

Все СМИ

Депутат Сената парламента Казахстана Гани Касымов на пленарном заседании  палаты предложил изменить название первого национального спутникового телеканала Cazpionet на другое: «Что за название такое Cazpionet? Если от слова Каспий, то там 5 стран. Канал не узнаваемый. Кроме казахстанцев, никто за рубежом его не знает. Назовите его нашим именем - пусть он Astana.Kz будет или «Казахстан».

Напомним, Caspionet входит в структуру АО «Агентство «Хабар» и ведет вещание в 63 странах Европы, Центральной Азии, Заказказья, Ближнего Востока и северной части Африки. Цель канала - предоставить зарубежной аудитории максимально полную картину о Казахстане.

Декабрь, 07

Электронные СМИ, Казнет 

В ходе Правительственного часа в Мажилисе парламента министр связи и информации РК Аскар Жумагалиев сообщил, что «к концу 2014 года планируется отключение аналоговой сети вещания». По словам А. Жумагалиева, в настоящее время мнистерство разработало и реализует стратегию поэтапного перехода на цифровое вещание до 2015 года.

В 2011 году в рамках пилотного проекта планируется запустить цифровое телевидение в Карагандинской области.

Декабрь, 20

Все СМИ

Как сообщает министерство связи и информации, спутниковая сеть АО «Казахстанские телекоммуникации» переведена на новый стандарт спутникового вещания DVB-S2 MPEG 4, 8 PSK». Запуск цифрового спутникового ТВ позволит решить проблему доведения отечественных телепрограмм до отдаленных регионов страны, где отсутствует эфирное вещание. Для приема сигнала спутникового вещания населению предлагается приобрести комплект спутникового оборудования. Потенциальным клиентам, которые просматривают телепрограммы с других спутников, чтобы получать казахстанский пакет спутниковых программ, необходимо приобрести новый приемник стандарта DVB-S2 MPEG 4, 8 PSK и перенастроить антенну на спутник Intelsat 904.

Также предусмотрена выплата компенсации социально уязвимым слоям населения за закуп и монтаж оборудования. Эта работа проводится в рамках меморандумов о сотрудничестве в области развития цифрового спутникового телевещания между МСИ и областными акиматами.

Декабрь, 13

Типографии Костанайской области

Как сообщалось ранее, в ноябре руководители типографий Костанайской области обратились к прокурору области Абдукадыру Кариму с просьбой сообщить, что именно стало причиной массовых внеплановых проверок типографий и организаций, занимающихся полиграфической деятельностью. По словам авторов, в уведомлениях о проверках не указано ни одно из оснований, перечень которых определен в Законе РК «О частном предпринимательстве».

13 декабря директор ТОО «Костанайский Дом Печати» Виктор Шарцев, директор организации юридических лиц «Ассоциация содействия предпринимательской деятельности Костанайской области» Петр Сухинин получили ответ на это обращение. В нем заместитель прокурора Костанайской области Данияр Сыздыков  сообщает: «по результатам анализа искового заявления жителей дома к хозяйствующему субъекту о запрещении его типографической деятельности ввиду несоответствия предъявленным законом требованиям были выявлены предпосылки к возникновению прецедентов нарушения законности в типографиях области, угрожающие жизни и здоровью граждан».

При этом в ответе прокуратуры не поясняется, какое именно исковое заявление имеется в виду, какой дом, какая типография и какие нарушения.

В статье об этой ситуации - «Предпосылки к возникновению прецедентов» («Наша газета», 23.12.2010 г.) журналист Евгений Шибаршин сообщает, что в Костанае действительно одна из типографий - ТОО «Костанайский печатный двор» расположена на первом этаже многоэтажного жилого дома, несколько лет назад жители дома действительно жаловались на шум, производимый типографией. Но тогда замеры, произведенные санэпидемслужбой, показали, что шум не превышает нормы.

Декабрь, 30

Казнет, казахоязычные СМИ

В Астане состоялось очередное заседание общественного объединения «Творческий билет», в котором, помимо деятелей культуры, приняли участие депутаты парламента, социологи, политологи, журналисты и дизайнеры. Речь шла о проблемах развития казахскоязычных средств массовой информации. По мнению депутата Мажилиса парламента Жарасбая Сулейменова, издания на казахском языке не привлекательны по дизайну. Он подчеркнул также, что для любого автора важно найти своего читателя, то есть журналист должен добротным материалом вызвать интерес. 

2.  Действия по регулированию интернет-пространства Казахстана

Декабрь, 22 

Казнет

Агентство РК по защите конкуренции (АЗК) провело анализ рынка услуг доступа к сети интернет. По итогам анализа «принято решение о включении в реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее положение на рынке первичного доступа к сети интернет. После включения в реестр тарифы доминантов будут регулироваться в соответствии с законодательством о естественных монополиях и регулируемых рынках». 

Как сообщается в пресс-релизе, АЗК также планирует начать работу по выявлению признаков нарушения компаниями, предоставляющими услуги первичного доступа к сети интернет, норм антимонопольного законодательства.

«Кроме того, решено направить письмо в адрес правительства, министерства связи и информации о существующих барьерах входа на данный рынок и предлагаемых мерах по их устранению», - отмечается в сообщении.

Декабрь, 28

Казнет

28 декабря в ходе Online-конференции «Об основных направлениях отраслевой программы развития информационно-коммуникационных технологий на 2010-2014 годы» в студии портала Bnews.kz заместитель министра связи и информации РК Сакен Сарсенов в числе прочих ответил на вопросы, касающиеся интернета. По словам вице-министра, государственным органам было рекомендовано максимально использовать отечественные ресурсы и отечественные компании: «В принципе компетенция у них есть, мы очень плотно работаем с Ассоциацией IT-компаний, Интернет-ассоциацией. У нас порядка 30-40 очень конкурентоспособных компаний, способных  реализовать любую систему». 

Декабрь, 07

Казнет

Министр связи и информации РК Аскар Жумагалиев  на Правительственном часе в Мажилисе парламента РК сообщил, что по инициативе Министерства связи и информации 24 социальным сайтам предоставлен бесплатный хостинг. 

По его словам, такая помощь социальным сайтам предусмотрена Отраслевой программой развития инфокоммуникационных технологий на 2010–2014 годы.

Министр также сообщил, что для сотрудников пресс-служб государственных органов проведены курсы по интернет-журналистике. В международном университете информационных технологий открыт факультет электронной журналистики.

Декабрь, 31

Казнет 

В декабре, по данным интернет-компании PROFIT Online, в Казахский центр сетевой информации (KazNIC) было подано 1634 заявки на регистрацию доменных имен в зоне KZ. Это на 29 заявок больше, чем в ноябре 2010, и на 10 больше показателя декабря 2009 года. 

В декабре были поданы заявки на 104 доменных имени на кириллице (в ноябре было подано 70 заявок). Напомним, после перерыва в несколько месяцев новый всплеск регистраций доменных имен на кириллице был отмечен в июне, когда была подана 81 заявка на кириллические доменные имена. 

Декабрь, 30

Рунет, Казнет

Российский регистратор доменных имен «Регтайм», работающий под брендом Webnames, открыл регистрацию доменов .kz на русском языке, сообщается на портале регистратора.

Регистрация интернациональных имен будет осуществляться по принципу «первый пришел — первый обслужен» без резервирования имен товарных знаков. Стоимость регистрации домена .kz на кириллице составляет от 470 рублей (около 2400 тенге).

Декабрь, 17

Казнет

17 декабря в Алматы состоялся первый республиканский съезд блогеров Казахстана, организованный интернет-порталом www.yvision.kz. В рамках съезда в неформальной обстановке прошло обсуждение проблем блогеров в Казахстане, перспектив развития блогосферы. В мероприятии участвовали около ста блогеров со всего Казахстана.

По мнению креативного директора АО «Агентство «Хабар» Ержана Сулейменова, казахстанская блогосфера - «одно из перспективных, новых медиа. Потому что там те, до кого трудно докричаться через традиционные СМИ, через газеты, через ТВ и радио. Это - молодежь. Там появляются новости, которые могут быть интересными для традиционных СМИ, информация, люди. Я думаю, что на сегодня журналистам стоит более активно обращать внимание на блогосферу, на людей, которые там находятся. Ну и плюс, с приходом высокоскоростного интернета с большими потоками, роль интернета и именно гражданской журналистики, будет становиться все больше и больше».

3.  Изменения и проекты изменений действующего законодательства, 
определяющие правовое положение средств массовой информации 

Декабрь, 14

Все СМИ

Выступая с приветственным словом на круглом столе на тему «Передовой опыт стран в сфере законодательного регулирования доступа к информации» в Астане, глава Центра ОБСЕ в Астане Александр Кельчевский сказал: «Законодательное регулирование доступа к информации должно способствовать: во-первых, контролю общества над действиями государственных органов; во-вторых, предотвращению злоупотребления властью и укреплению доверия общества по отношению к власти; в-третьих, более активному участию населения в жизнедеятельности общества». Он отметил, что законодательство должно учитывать общественный интерес к той или иной информации, а также четко прописывать все необходимое регулирование в этой сфере, во избежание нарушения законных прав граждан.

Депутат Мажилиса парламента Жакип Асанов в ходе круглого стола  заявил о том, что в Казахстане уделяется значительное внимание вопросам обеспечения прав граждан на свободный доступ к информации.  Он отметил, что в Конституции страны закреплено это право, выполняется Национальный план действий в области прав человека, которым предусмотрена разработка и принятие в 2011 году Закона «О доступе граждан к информации». Тем не менее, по мнению депутата, необходим консолидирующий Закон, регулирующий доступ граждан к информации. 

Декабрь, 14

Все СМИ

Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ и Всемирная кампания против цензуры «Артикль XIX» (Лондон) на круглом столе «Передовой опыт стран в сфере законодательного регулирования доступа к информации» представили свои заключения на проект закона «О доступе к публичной информации».

В заключении экспертов отмечается, что законопроект содержит разумные гарантии и принципы доступа к информации, подробно описывает порядок получения доступа к информации представителям общественности. В частности, это нормы о том, что публичную информацию должны предоставлять не только государственные органы Казахстана, но и компании с участием государственного акционерного капитала и монополисты. Эксперты также отметили возможность для иностранцев делать запросы в государственные органы Казахстана, отсутствие необходимости обоснования интереса к публичной информации. 

На круглом столе были зачитаны рекомендации БДИПЧ/ОБСЕ, предусматривающие, что закон о доступе к информации должен иметь преимущество перед всеми другими законодательными актами в области доступа к информации. По мнению международных экспертов, в законопроекте следует также установить четкие и конкретные ограничения на доступ к информации, включая случаи, когда государственные интересы могут возобладать над правом граждан на доступ к информации.

В своем заключении эксперты «Артикль XIX» настаивают на том, что «ни один госорган не должен быть полностью исключен из сферы действия закона, даже если в большинстве своем информация о деятельности данного органа является секретной».

Декабрь, 06

Все СМИ

На Правительственном часе в Мажилисе парламента, министр связи и информации Аскар Жумагалиев сообщил, что ведется работа по разработке законопроекта «О телерадиовещании». Основные его положения заключаются в мерах по созданию преференций для развития отечественных телеканалов и государственного языка. В частности, законопроектом предусматривается обязательное включение отечественных телерадиоканалов в пакеты операторов кабельного и спутникового вещания в количестве не менее половины от общего числа. Предполагается ввести обязательную регистрацию иностранных телерадиоканалов. Также планируется установить норму не менее 25% времени вещания на государственном языке для кабельного и спутникового вещания. 

Декабрь, 10

Все СМИ

10 декабря Сенат парламента Казахстана на пленарном заседании рассмотрел в первом и во втором чтении и вернул в мажилис со своими замечаниями проект поправок в законодательные акты по вопросам дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и усиления гарантий законности в уголовном процессе.

Согласно заключению комитета сената по законодательству и правовым вопросам, сенаторы, в частности, предложили внести в Уголовный кодекс новую статью 10-1, которой вводится институт преюдиции. 

В числе частично декриминализуемых правонарушений оказалась и клевета. По предложению сенаторов, теперь уличенного в клевете впервые обяжут возместить вред пострадавшему, а если в течение года он снова совершит такое же правонарушение, то будет нести уголовную ответственность. Предложения журналистской общественности о декриминализации клеветы, распространенной в СМИ, в законопроект не вошли.

Декабрь, 10

Все СМИ

10 декабря на пленарном заседании Сенат парламента вернул в Мажилис проект закона «О внесении дополнений в некоторые законодательные акты республики по вопросам связи». Как отмечается в заключении комитета сената по экономической и региональной политике, в документ внесен ряд изменений, в частности, поправка, направленная на приведение нормы проекта законодательного акта в соответствие со статьей 7 Бюджетного кодекса. 

Основной целью законопроекта является правовое обеспечение внедрения цифрового телерадиовещания и создание благоприятных условий для развития отечественного телерадиовещания. Законопроект направлен на обеспечение населения Казахстана бесплатным цифровым спутниковым телевещанием, удовлетворение потребности регионов в отечественных теле-, радиопрограммах, а также снижение зависимости рынка телерадиовещания Казахстана от иностранных теле-, радиопрограмм. 

Декабрь,  15

Все СМИ

Депутаты Мажилиса парламента РК на пленарном заседании согласились с изменениями и дополнениями, внесенными Сенатом парламента в проект закона РК «О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам связи». 

Внесено изменение уточняющего характера в закон «О связи», согласно которому правительство утверждает перечень теле- и радиопрограмм, распространяемых через спутниковую систему вещания и финансируемых из республиканского бюджета.   Также внесено дополнение по обеспечению уполномоченным органом распространения отечественных телевизионных и радиопрограмм независимо от форм собственности телерадиовещательных организаций посредством спутниковых систем вещания. 

Таким образом, закон считается принятым и направляется на подпись главе государства. 

Декабрь, 15

Все СМИ

15 декабря Мажилис парламента Казахстана одобрил во втором, окончательном, чтении проект закона «О медиации». Проект закона направлен на дальнейшее рассмотрение в Сенат парламента. 

Данным законопроектом предусматривается внедрение института медиации в Казахстане. Законопроект раскрывает понятие медиации, устанавливает его основные принципы, сферу применения, гарантию процедуры медиации, правовой статус медиаторов, требования, предъявляемые к ним и другое.

В этот же день мажилисмены одобрили во втором чтении и сопутствующие к законопроекту поправки в некоторые законодательные акты по вопросам медиации.

Поправками в качестве альтернативного способа разрешения конфликтов предлагается законодательно ввести институт медиации в гражданском и уголовном процессе.

4. Оценки фактического положения СМИ и свободы слова

Декабрь, 01

Все СМИ

В период проведения Саммита ОБСЕ Государственный секретарь США Хилари Клинтон на встрече с общественностью в  Астане поблагодарила Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз» «за его важную роль в качестве наблюдателя за соблюдением свободы СМИ, потому что обязательства ОБСЕ включают право всех граждан знать свои права и действовать в соответствии с ними». «А для борьбы с нарушениями свободы прессы нужны как храбрые журналисты, так и независимые местные наблюдатели», - сказала Хилари Клинтон.

Декабрь, 01

Все СМИ

Государственный секретарь США Хилари Клинтон в ходе Саммита ОБСЕ в Астане высказала мнение о том, что необходимо реально расширять права гражданского общества во всех странах ОБСЕ, не ограничиваясь простым принятием национальных программ по этим вопросам: «Недостаточно просто разработать национальный план по правам человека и не реализовывать его. Недостаточно, чтобы правительство просто расширило права отдельных организаций гражданского общества и ограничивало права других. Не просто расширять доступ к Интернету и, тем не менее, блокировать другие сайты Интернета. Не просто достаточно гарантировать свободу прессы и ограничивать действия журналистов. Не просто надо делать выборы. Надо делать все, чтобы эти выборы проходили свободно и справедливо.  (…) мы не просим, чтобы страны - участницы принимали новые принципы или права, а просто уважали существующие обязательства».

Декабрь, 30

Казнет

В ноябре независимая исследовательская компания ICT-Marketing, специализирующаяся на исследованиях в сфере телекоммуникаций и IT, провела ежегодное исследование интернет-аудитории. Согласно результатам исследования, в 2010 году количество интернет-пользователей в Казахстане возросло и на конец 2010 года составило 26,5%  населения страны. За период с декабря 2009 года по декабрь 2010 года размер интернет-аудитории увеличился более чем на 30%. 

В конце 2010 года к регулярной интернет-аудитории (использующие интернет хотя бы несколько раз в месяц) относилось 94% взрослых интернет-пользователей из городов РК с населением 70 тысяч и более человек. В конце 2009 года аналогичный показатель составил 92%.

За прошедший год окончательно укрепились позиции широкополосного доступа к сети интернет для населения. По состоянию на ноябрь 2010 года 90% семей с интернетом пользовалось высокоскоростным широкополосным доступом для подключения к сети интернет. Основным провайдером широкополосного интернета для населения в Казахстане является АО «Казахтелеком» с брендом «Мегалайн».

5. Действия и выступления в защиту гражданских 
и профессиональных прав СМИ и журналистов

Декабрь, 01

Рамазан Есергепов, «Алма-Ата Инфо» (г. Алматы)

В Астане накануне Саммита ОБСЕ госсекретарь США Хилари Клинтон встретилась с  представителями гражданского общества Казахстана. В ходе встречи к госсекретарю США обратилась супруга главного редактора газеты «Алма-Ата Инфо» Рамазана Есергепова, который в настоящее время отбывает срок заключения в колонии общего режима. Раушан Есергепова попросила Хилари Клинтон личного содействия в освобождении журналиста: «Несмотря на то, что подошло время его освобождения, я не вижу никаких перспектив. Государство лишило его возможности защищать себя, лишило адвоката. Я обращалась к президенту, к правительству, к депутатам...».

Хилари Клинтон выразила сожаление по поводу судьбы казахстанского журналиста, отметив: «журналисты являются уязвимыми людьми, в настоящее время их убивают, их сажают в тюрьмы по всему миру, во всех странах, в особенности в странах ОБСЕ, которые подписались под хельсинскими принципами. 

(...) когда я встречаюсь с представителями правительств, я всегда говорю с руководителями государств, я всегда делаю все, чтобы поднимать вопрос о заключенных, в особенности заключенных в тюрьму журналистах».

Декабрь, 14

Рамазан Есергепов, «Алма-Ата Инфо» (г. Алматы)

Представитель общественной организации Freedom Now (США) Патрик Гриффит  сообщил Раушан Есергеповой, супруге осужденного на три года лишения свободы главного редактора газеты «Алма-Ата Инфо» Рамазана Есергепова, о том, что обращения по поводу казахстанского журналиста отправлены присутствовавшим на саммите ОБСЕ в Астане делегациям США, Великобритании, Германии и Литвы. Кроме того, Freedom Now связалась с членами европейского парламента, представляющими Литву - председателя ОБСЕ в 2011 году. Один из них, Леонидас Донскис, откликнулся, опубликовав письмо о проблеме узников совести на период литовского председательствования в ОБСЕ. Оно было направлено Президенту Литвы, министру иностранных дел, а также постоянному представителю этой страны при ОБСЕ. Г-н Донскис призывает официальный Вильнюс вынести вопрос узников совести на повестку Литовского председательствования и подчеркивает, что Казахстан является страной, где есть узники совести.

Г-н Гриффит надеется, что с началом нового года можно ожидать некоего давления на Астану со стороны официального Брюсселя по делу Рамазана Есергепова.

Напомним, главный редактор газеты «Алма-Ата Инфо» Рамазан Есергепов был осужден в августе 2009 года. Поводом для уголовного преследования стала статья «Кто правит страной – президент или КНБ?», опубликованная в газете «Алма-Ата ИНФО» 21 ноября 2008 года. В статье было воспроизведено письмо руководителя Жамбылского областного департамента Комитета национальной безопасности председателю КНБ Амангельды Шабдарбаеву. Есергепова обвинили в распространении госсекретов и приговорили к трем годам лишения свободы в колонии общего режима. Ему также запрещено заниматься издательской деятельностью в течение двух лет после отбытия наказания.

Декабрь, 06

Все СМИ

Президент «Радио Свободная Европа»/«Радио Свобода» Джеффри Гедмин, находящийся в Казахстане с рабочим визитом, встретился с  председателем Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаевым и главным редактором «Новой газеты Казахстан»  Амантаем Дандыгуловым/ 

На встрече отмечалась важность развития свободной прессы, создание общественного телевидения, беспрепятственного доступа к интернету, а также защиты прав журналистов при исполнении профессиональных обязанностей.

В ходе встречи Д. Гедмин подчеркнул: «Надеюсь, что свободное распространение и свободный доступ к информации должно быть приоритетом для постсоветских стран, особенно после проведения Саммита ОБСЕ в Астане».

Декабрь, 29 

Виктор Мирошниченко, «Время» (Северо-Казахстанская область)

В Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз» обратился собственный корреспондент республиканской газеты «Время» по Северо-Казахстанской области Виктор Мирошниченко. Он сообщил, что по сведениям, полученным им из достоверных источников на условиях конфиденциальности, против него готовится провокация с целью дискредитировать его как гражданина и тем самым воспрепятствовать его дальнейшей профессиональной деятельности.   

Так, В. Мирошниченко сообщил, что в его отсутствие в Петропавловск из Астаны на автомобиле с государственным номером приезжала «группа оперативников КНБ или финансовой полиции».  Некие люди, представившиеся сотрудниками КНБ, интересовались в Северо-Казахстанском психоневрологическом диспансере, состоит ли он в этом учреждении на учете.  Кроме того в областной Департамент внутренних дел МВД РК поступило заявление от некоего гр. Бекшаева К.Б. В этом заявлении наряду с клеветническими утверждениями содержится детальная информация  о частной жизни журналиста, которую рядовому гражданину без содействия спецслужб получить невозможно. 

У журналиста также появились основания опасаться ложных обвинений в распространении наркотиков, хранении огнестрельного оружия и совершении других тяжких преступлений.

По этому поводу Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз» направил  председателю Комитета национальной безопасности Республики Казахстан Нуртаю  Абыкаеву письмо, в котором выразил обеспокоенность судьбой В. Мирошниченко, специализирующегося в жанре расследования фактов коррупции в государственных органах, и обратился  с просьбой «поручить соответствующим структурам КНБ проверить информацию о готовящейся в отношении В. Мирошниченко провокации, взять исполнение этого поручения под свой личный контроль». 

Декабрь, 28

Все СМИ

14 декабря Международный Фонд защиты свободы слова «Адил соз» обратился с письмом к министру связи и информации Аскару Жумагалиеву по поводу готовящегося законопроекта «О телерадиовещании», разрабатываемого министерством. Фонд предложил включить специалистов «Адил соза» в рабочую группу для совместной работы по законопроекту.

В своем ответе вице-министр Нурай Уразов сообщил, что  предложение Фонда будет рассмотрено. Текст законопроекта будет представлен в январе 2011 года. 

Декабрь, 02

Саят Шулембаев,  «Stan.kz» (г. Алматы)

На алматинском «Арбате» друзья и коллеги погибшего в декабре 2009 года корреспондента интернет-портала «Stan.kz» Саята Шулембаева организовали в его память акцию «Обними меня». По словам ее организаторов и участников, журналист был воодушевлен идеей устроить акцию «Бесплатные объятия», но не успел ее осуществить: «Он очень просто объяснял необходимость ее проведения - человек одинок по своей сути, особенно в большом городе». 

Декабрь, 02

Все СМИ

2 декабря организаторы первого национального медиафорума «Качество журналистского образования в Казахстане: проблемы и перспективы» - ОФ «Десента» (г. Павлодар) и ОФ «Медианет» (г.Алматы), распространили обращение к Министерству связи и информации РК, Министерству образования РК, СМИ, медийным НПО, вузам Казахстана и международным организациям. Участники форума предлагают Министерству образования и науки ввести вузах отдельные специальности «телерадиожурналистика» и «конвергентная журналистика», просят вдвое увеличить количество грантов, выделяемых по государственному заказу для вузов страны по специальности «журналистика».   

Также авторы обращения предлагают утверждать государственный образовательный стандарт по специальности «журналистика» только после открытого обсуждения с представителями региональных вузов, медиаиндустрии и медийных НПО.

Кроме того, представители СМИ в своем обращении рекомендуют при установлении ставок для журналистов-практиков, привлекаемых к преподавательской деятельности в вузе, брать в расчет не только наличие у них ученой степени, но и практический опыт.

II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ СМИ И ЖУРНАЛИСТОВ

1. Убийство журналиста

Декабрь, 16

Геннадий Павлюк, журналист (Кыргызская Республика)

Генеральная прокуратура Казахстана официально уведомила кыргызских коллег о том, что в уголовном деле по убийству журналиста Геннадия Павлюка появились первые обвиняемые. 29 ноября следователь департамента внутренних дел Алматы предъявил бывшему сотруднику Государственной службы национальной безопасности Кыргызстана Алдаяру Исманкулову обвинение по шести статьям Уголовного Кодекса РК. Ему инкриминируют: похищение человека группой лиц по предварительному сговору с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, из корыстных побуждений; вымогательство — требование передачи чужого имущества и прав на имущество с применением насилия; убийство лица, заведомо для виновных находящегося в беспомощном состоянии, с особой жестокостью из корыстных побуждений, сопряженное с вымогательством, с целью скрыть другое преступление. 

1 декабря Алмалинский районный суд Алматы, удовлетворив ходатайство первого заместителя прокурора города, санкционировал арест А. Исманкулова, приняв во внимание, что тот «обвиняется в совершении особо тяжкого преступления, является гражданином КР, может скрыться от следствия и суда и продолжать заниматься преступной деятельностью». 

Напомним, 16 декабря 2009 года кыргызский журналист Геннадий Павлюк был обнаружен на козырьке подъезда дома в городе Алматы, без сознания и связанный скотчем по рукам и ногам. 22 декабря, не приходя в создание, он скончался в городской клинике Алматы. Коллеги погибшего высказали предположение, что произошедшее  связано с профессиональной деятельностью журналиста.

2. Нападения на журналистов

Декабрь, 23

Юрий Гейст, Николай Сырбов, Максим Токарь, «Диапазон» (г. Актобе)

В ночь с 22 на 23 декабря неизвестные жестоко избили и ограбили сотрудников газеты «Диапазон» - журналистов Юрия Гейста, Николая Сырбова и фотокорреспондента Максима Токаря.

После рабочей смены они поужинали в кафе и вышли на улицу, где Юрий Гейст оставил коллег и направился домой пешком. В нескольких метрах от дома от удара по затылку тяжелым предметом он потерял сознание. Очнувшись, он обнаружил пропажу сотового телефона и редакционного фотоаппарата.

Расставшись с коллегой, Максим Токарь и Николай Сырбов стали останавливать такси. К ним подошли несколько незнакомых людей и стали требовать деньги. В ответ на отказ ребят избили, раздели, забрали сотовый телефон. Как ни странно, напавшие кошельки не тронули.

Пострадавшие получили тяжелые травмы и вынуждены были обратиться за медицинской помощью. Пресс-служба департамента внутренних дел Актюбинской области сообщила, что возбуждены уголовные дела и ведется расследование этих нападений.

По мнению главного редактора газеты «Диапазон» Елены Гетмановой то, что инциденты произошли практически одновременно в разных районах города, подозрительно: «странная случайность, которая наводит на размышления. Или в нашем городе вообще нет порядка, или закономерность какая-то».

По словам супруги одного из пострадавших Татьяны Токарь, которая также является сотрудницей «Диапазона», с 1997 года нападали практически на всех корреспондентов этой газеты. Неоднократно поступали угрозы и в ее адрес.

Декабрь, 22

Андрей Лысенко, «Темиртауский рабочий» (Карагандинская область)

Вечером 22 декабря на корреспондента газеты «Темиртауский рабочий» Андрея Лысенко у подъезда дома напали трое молодых мужчин. Они нанесли журналисту удары металлическим прутом по голове, забрали два сотовых телефона, часы и деньги.

Журналист обратился в полицию. В результате оперативных мероприятий сотрудники правоохранительных органов оперативно задержали грабителей. Похищенные вещи возвращены владельцу. Журналист проходит амбулаторное лечение.

А. Лысенко не связывает нападение со своей профессиональной деятельностью.

Декабрь, 10

Алексей Юмашев, «Уральская неделя» (Западно-Казахстанская область)

10 декабря около 11 часов вечера журналиста газеты «Уральская неделя» Алексея Юмашева, возвращавшегося домой, окликнул молодой мужчина с видимыми признаками опьянения и, подойдя, спросил, узнает ли его журналист. После этого мужчина нанес несколько ударов рукой в лицо Алексею. Нападающего, в котором Юмашев узнал сотрудника прокуратуры Западно-Казахстанской области Сакена Ербулекова, остановили двое мужчин, по-видимому, хорошо знавшие нападавшего.

Сразу после нападения журналист обратился в травмпункт областной клинической больницы, где был допрошен дежурным полицейским. Абайский отдел полиции ведет доследственную проверку. Сам журналист считает, что нападение не связано с его профессиональной деятельностью и речь, скорее всего, идет о хулиганской выходке.

3. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов

Декабрь, 13

СМИ г. Усть-Каменогорска

Дмитрий Кабанов, «Stan.kz» (г. Усть-Каменогорск)

13 декабря инициативная группа жителей Усть-Каменогорска на людной остановке города давала правовые консультации, раздавая прохожим брошюры с текстом Всеобщей декларацией прав человека и адресами правозащитных организаций областного центра. Акция проводилась в честь прошедшего 10 декабря Международного дня защиты прав человека, о чем напоминал развернутый активистами плакат.

Акцию освещала группа журналистов. Прибывший на место события сержант патрульно-постовой службы полиции Серик Ильясов потребовал от журналистов прекратить видео- и фотосъемку и грубо оттолкнул от себя объектив камеры оператора «Stan.kz» Дмитрия Кабанова.

Прибывшие через несколько минут на остановку полицейские патрульно-постовой службы предложили журналистам и членам инициативной группы пройти к их служебной машине и написать объяснительные.

Журналисты писать объяснительные отказались, сославшись на закон «О средствах массовой информации», который дает им право освещать такие события как акции.

Оперативный дежурный — участковый инспектор УВД капитан полиции Куаныш Ершенев потребовал прекратить съемку и пригрозил подать в суд на журналистов, если его изображение появится в СМИ.

Полицейские продержали представителей прессы и инициативной группы на морозе больше часа и позволили им уйти только после того, как общественница Индира Какимова написала объяснительную в форме жалобы на полицейских.

Декабрь, 02

Алексей Юмашев, «Уральская неделя» (Западно-Казахстанская область)

ТК «ТДК-42» (г. Уральск)

2 декабря съемочная группа телеканала «ТДК-42» и журналист газеты «Уральская неделя» Алексей Юмашев прибыли по просьбе предпринимателей на рынок «Жалын». Предприниматели  были возмущены повышением арендной платы на торговые места. 

На просьбу журналистов поговорить о ситуации директор рынка Кумыс Абекова вызвала охрану и выпроводила журналистов. 

4. Необоснованное задержание журналистов

Декабрь, 30

Игорь Петров, Евгений Савин, «Stan.kz» (г. Семей, Восточно-Казахстанская область)

30 декабря съемочная группа интернет-портала «Stan.kz» - журналист Игорь Петров и оператор Евгений Савин - прибыли к зданию представительства партии «Нур Отан» в г. Семее, чтобы сделать репортаж о флешмобе активистов незарегистрированной партии «Алга».

По словам И. Петрова, присутствовавший здесь же начальник отдела общественной безопасности УВД г. Семея Ерболат Бекжасаров неожиданно обвинил журналиста в том, что он пьян, и вызвал участкового. И. Петрова увезли в наркологический диспансер для освидетельствования, по результатам которого журналист получил письменное заключение, что он трезв. После этого Игоря  принудительно доставили в  Центральный отдел полиции, где более двух часов объясняли, что съемка незаконных акций является незаконной.

И. Петров готовит жалобу в прокуратуру в связи с необоснованным задержанием, повлекшим срыв рабочего задания и материальный ущерб. Фонд «Адил соз»  направил в Управление внутренних дел МВД г. Семея разъяснение закона «О средствах массовой информации», в соответствии с которым  журналист имеет право присутствовать и делать видеосъемку по предъявлению удостоверения журналиста в районе стихийных бедствий, на митингах и демонстрациях, а также при иных формах выражения общественных, групповых и личных интересов и протеста.

5.  Нарушение прав СМИ и журналистов на свободу слова и творчества

Декабрь, 09

Все СМИ

Мажилисмен Бекболат Тлеухан на пленарном заседании Мажилиса парламента выразил недовольство по поводу неуважительных публикаций в ряде СМИ по отношению к депутатам. Он привел в пример материал, в котором сообщалось, что «столицу очищают от бомжей и проституток, и одновременно с ними  из города уезжают  депутаты». Б. Тлеухан обратился к министру информации и связи Аскару Жумагалиеву с просьбой принять меры к руководству СМИ, позволяющих на страницах  печати некорректные сравнения, а также цитирование неудачных словесных выражений, формулировок и терминов, допускаемых некоторыми мажилисменами в ходе публичных выступлений.

Декабрь, 21

Елена Кулакова, «Темиртауский рабочий» (Карагандинская область)

Внештатный корреспондент городской газеты «Темиртауский рабочий» Елена Кулакова обратилась за помощью в Международный Фонд защиты свободы слова «Адил соз». Она сообщила о продолжающемся в течение месяца давлении на нее со стороны представителей местной власти.

По словам Е. Кулаковой, заместитель акима города Темиртау по социальным вопросам Юрий Жулин пригласил ее в кабинет и порекомендовал прекратить писать критические материалы, касающиеся проблем города и его жителей. Когда журналист сказала, что и дальше будет освещать эти темы, Жулин пригласил для разговора директора информационного центра газеты «Темиртауский рабочий» Барлыка Альмагамбетова и настоятельно просил не печатать материалы Е. Кулаковой, на что руководитель центра ответил отказом.

Кроме того, Елена Кулакова считает, что заместитель акима Темиртау по социальным вопросам пытается препятствовать профессиональной деятельности, нарушая право журналиста на получение общественно значимой информации и необоснованно ограничивая доступ к ней. 

Декабрь, 07

Алла Злобина, портал «Stan.kz» (Западно-Казахстанская область)

Внештатный корреспондент по Западно-Казахстанской области (ЗКО) информационного видеопортала «Stan.kz» Алла Злобина сообщила собкору фонда «Адил соз» о давлении, которому подвергся ее источник информации со стороны правоохранительных органов. 

5 декабря журналист записала интервью активиста незарегистрированной партии «Алга!» Максата Айсаутова для видеопортала. Позже Максат Айсаутов сообщил А. Злобиной, что ему позвонил неизвестный мужчина, представившийся сотрудником Департамента внутренних дел ЗКО. Он попросил М. Айсаутова дать интервью областному телеканалу, в котором сказать, что никакого интервью корреспонденту «Stan.kz» он не давал и сюжет на портале является фабрикацией. 

Кроме того, 7 декабря к Алле Злобиной, выходившей из подъезда своего дома, подошел  молодой человек, который, не говоря ни слова, сфотографировал ее. В тот же день журналист обратила внимание на то, что в ее квартире оказался включенным свет, который она перед уходом отключила, и отдернута занавеска на окне, которую она перед этим задернула. 

Алла Злобина убеждена, что на нее таким образом оказывается психологическое давление со стороны правоохранительных органов. 

Декабрь, 13

Елена Кулакова, «Темиртауский рабочий» (г. Темиртау, Карагандинская область)

1 декабря в газете «Темиртауский рабочий» вышла статья Елены Кулаковой «С вещами – на выход!». В статье рассказывалось о выселении в холодное время года жительницы Темиртау Е. Станку и троих ее детей из занимаемой ими квартиры. 

13 декабря в редакцию пришло письмо за подписью заместителя акима Темиртау Толегена Мухаметжанова. Замакима посчитал, что «Е. Кулакова не разобралась в проблеме, подала ее однобоко, сделав некорректные обвинения в адрес темиртауских чиновников» и потребовал, чтобы журналист «публично принесла извинения всем темиртауским чиновникам, которых она необоснованно оскорбила». В письме Т. Мухаметжанова также содержались разъяснения акимата, почему семья Станку была выселена из квартиры, и требование опубликовать его в очередном номере газеты. 

Редакция опубликовала документ полностью со своими комментариями, в которых высказала мнение, что в материале Е. Кулаковой не было  ни одного оскорбительного слова в адрес чиновников. 

Декабрь, 03

«Курс» (г. Кокшетау)

В ноябре Специализированный межрайонный суд по уголовным делам Акмолинской области обратился в газету «Курс» со своим материалом для публикации. Он напечатан не был, так как у издания не было такой возможности. Об этом в начале декабря было сообщено курьеру суда. Услышав об этом, курьер стала требовать напечатать статью в ближайшем номере, так как у них сроки. 

Декабрь, 02

Дильбегим Мавлоний, радио «Азаттык» (г. Алматы) 

Репортер радио «Азаттык» Дильбегим Мавлоний получил разрешение встретиться в СИЗО Алматы с гражданином Узбекистана Аброром Касымовым,  который пытался получить в Казахстане статус беженца. Администрация следственного изолятора КНБ запретила репортеру радио «Азаттык» использовать при разговоре блокнот и ручку, а также указывать в своем материале имена начальника СИЗО и его заместителя, которые присутствовали на этой встрече. 

Декабрь, 09

Виктор Мирошниченко, «Время» (Северо-Казахстанская область)

9 декабря в газете «Время» вышла публикация Виктора Мирошниченко «Камерный конфликт», в которой сотрудник изолятора временного содержания (ИВС) Нурлан Исабеков рассказал о беззакониях, которые творит его руководство.  После выхода публикации старший сержант полиции Нурлшан Исабеков обратился с заявлением к журналисту. Он рассказал, что подвергается гонениям за несанкционированное общение с прессой. 

Декабрь, 14

Олег Томашевский, «Карагандинский меридиан»  (г. Караганда)

Представитель газеты «Карагандинский меридиан» Олег Томашевский попросил начальника строительной фирмы «СтройОфис» Сергея Соломатина ответить на вопрос, почему остановлено строительство нового супермаркета в районе Юго-Востока Караганды. Руководитель фирмы ответил журналисту, что если он «еще раз будет лезть в эту тему, то на него подадут в суд». 

6. Необоснованный отказ в аккредитации журналистов

Декабрь, 09

«Республика» (г. Алматы)

Журналисты газеты «Республика» так и не смогли получить аккредитацию на освещение мероприятий с участием премьер-министра Казахстана, прибывшего в Алматы с рабочей поездкой. 

 В пресс-службе акимата Алматы редакции сообщили, что аккредитацию на это мероприятие смогли получить лишь информагентства и муниципальные СМИ. Всем остальным изданиям, выходящим на территории республики, пресс-служба Карима Масимова в аккредитации отказала. 

По мнению «Республики», освещать поездку главы государства не позвали те издания, которые позволяют себе критиковать премьер-министра.

Декабрь, 08

Видео портал «Stan.kz» (г. Алматы)

Пресс-служба правительства отказала редакции Интернет-видеопортала «Stan.kz» в аккредитации на освещение рабочей поездки в Алматы главы кабинета министров Карима Масимова. Предоставить порталу протокольную видеосъемку пресс-служба также отказалась. Причины отказа чиновники объяснять не стали.

7. Необоснованный отказ и нарушение сроков предоставления 
общественно значимой информации

Декабрь, 23

«Свобода слова» (г. Алматы)

Редакция газеты «Свобода слова» запланировала в предновогоднем выпуске 2010 года опебликовать результаты блиц-опроса среди чиновников и политиков. Журналисты обращались к ним с одним вопросом: чем запомнился уходящий  год. От многих получить ответ не удалось: как только журналист представлял свое издание,  респонденты резко прерывали разговор либо переадресовывали вопрос своим помощникам или секретарю. Помощник главы ФНБ  «Самрук казына» заявила: «...не звоните ему больше никогда! Это личная просьба Келимбетова». Первый заместитель председателя партии «Нур Отан» Нурлан Нигматулин ответил: «А, что,  разве мы с вами знакомы? Не буду ничего вам отвечать».   

Декабрь, 10

«Алтын Гасыр» (г. Атырау)

Как сообщает собкор фонда «Адил соз» по Атырауской области, редакцию атырауской независимой газеты «Алтын Гасыр» (распространяется на территории Актюбинской, Западно-Казахстанской, Мангистауской, Атырауской и Кзылординской областей) акиматы западных областей игнорируют.  

Главный редактор издания Жумабай Доспанов сообщил собкору, что еще в октябре-ноябре журналисты направили по жалобам жителей три письменных запроса в акимат Мангистауской области и один запрос в акимат Атырауской области. Ответы редакция так и не получила. 

Декабрь, 09

Александр Баранов, «Голос Республики» (Павлодарская область)

21 ноября собкор газеты «Голос Республики» Александр Баранов направил запрос на имя акима Павлодарской области Бакытжана Сагинтаева по поводу уголовного дела в отношении строительных фирм, принадлежащих Бахыту Ибрагимову. В запросе журналист просил акима области сообщить, действительно ли г-н Ибрагим является его зятем и если да, то известно ли ему о его финансовых делах и обвинениях, которые выдвигают столичные дольщики.

9 декабря, после долгих переговоров и проволочек, руководитель пресс-службы акима области Перизат Шакенова заявила журналисту, что ответ на запрос он не получит.

Декабрь, 10

Динара Аширбекова, Жаналык Ахаш, Мейрамбек Симанов, ТК «КТК» (г. Актобе)

В тексте приговора жителю Актобе была допущена ошибка - вместо
1976 года в суде указали 1982, и теперь он не может получить самые необходимые документы. 

Съемочная группа телеканала «КТК» по Актюбинской области - корреспонденты Динара Аширбекова, Жаналык Ахаш и оператор Мейрамбек Симанов — готовила сюжет по этому факту. Журналисты обратилась с вопросами в областную прокуратуру и суд Актюбинской области. По словам Жаналыка Ахаш, если в прокуратуре им обещали дать информацию, но не сделали этого, то в суде разговаривать с ними вообще
отказались. Объяснили это тем, что гражданин, в приговоре которого допущено ошибка, должен обратиться сам. В пресс-службе облсуда попросили журналистов оставить письменный запрос. 

Декабрь, 21

Майя Шуакбаева, ТК «Ирбис» (г. Павлодар) 

21 декабря корреспондент телекомпании «Ирбис» Майя Шуакбаева обратилась в пресс-службу прокуратуры Павлодарской области с просьбой сообщить, ожидается ли экстрадиция арестованного в Москве по запросу казахстанской стороны бывшего заместителя акима области Александра Кошевого и на какой стадии находится уголовное дело, возбужденное в отношении него. Прокуратура на запрос не ответила. 

Декабрь, 13

«Наша Газета» (г. Костанай)

4 ноября редакция «Нашей Газеты» направила запрос в прокуратуру Костанайской области с просьбой сообщить, с чем связаны массовые внеплановые проверки типографий и организаций, занимающихся полиграфической деятельностью. Никакого ответа в установленный законом срок газета не получила. 

Декабрь, 13

Ирина Ковалева, ТК «Ирбис» (г. Павлодар)

Корреспондент телекомпании «Ирбис» Ирина  Ковалева готовила новостной сюжет о возбужденных финполом уголовных делах по фактам лжепредпринимательства. В начале ноябре она обратилась за информацией в пресс-службу Департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Павлодарской области. Журналист обращалась в департамент неоднократно, как устно, так и письменно. Руководство департамента дало требуемую информацию только спустя месяц, 13 декабря.

Декабрь, 27

ТК «Ирбис» (г. Павлодар)

Редакция новостей ТК «Ирбис», готовя итоговый информационный выпуск о главных событиях уходящего года, 23 декабря обратилась в пресс-службу Департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (ДБЭКП) Павлодарской области с запросом на имя начальника ДБЭКП Манаса Сабаншиева. В запросе  содержалась просьба рассказать о наиболее громких уголовных делах, возбужденных ведомством в 2010 году. Никакого ответа в положенный законом «О средствах массовой информации» срок журналисты не получили. 

Декабрь, 08

Виктор Мирошниченко, «Время» (Северо-Казахстанская область)

Собкор газеты «Время» по Северо-Казахстанской области Виктор Мирошниченко обратился с запросом к начальнику управления кадровой работы Департамента внутренних дел области Гали Мусакулову по поводу законности привлечения полицейских к патрулированию в выходные дни и оплаты этой работы. Г. Мусакулов ответил, что привлечение полицейских к работе в выходные законно. На вопрос об оплате за эту работу начальник управления не ответил. 

Декабрь, 02

Ольга Дорошенко, «Реклама и новости» (г. Караганда)

Корреспондент газеты «Реклама и новости» Ольга Дорошенко отправила официальный запрос в пресс-службу Управления дорожной полиции Карагандинской области с просьбой дать информацию об итогах расследования ДТП, произошедшего 12 октября. В этом ДТП в результате наезда автомобиля  погиб пешеход. Ответа на запрос в положенный законом «О средствах массовой информации» срок так и не поступило. 

Декабрь, 01

Ирина Абрамова, Айнур Акбаева, Еркин Оразбаев, «7 канал» (г. Шымкент) 

Съемочная группа «7 канала» - корреспонденты Ирина Абрамова,  Айнур Акбаева и телеоператор Еркин Оразбаев - снимали сюжет о недовольстве жителей села Тоболино Сарыагашского района ходом расследования убийства молодой девушки. Сельчане приехали в Департамент внутренних дел Южно-Казахстанской области (ДВД ЮКО), чтобы потребовать дополнительную экспертизу трупа девушки. На проходной журналистов внутрь здания не пропустили. Полицейские пообещали ответить на их вопросы после того, как поговорят с сарыагашцами. Однако позже к журналистам вышла пресс-секретарь ДВД ЮКО Салтанат Каракозова и заявила, что информации для представителей СМИ не будет. 

Декабрь, 19

Айнур Балакешова, «Вечерняя Караганда» (г. Караганда)

Корреспондент еженедельника «Вечерняя Караганда» Айнур Балакешова обратилась к начальнику службы криминальной полиции Михайловского ОП города Караганды  Максату Ашимову с вопросами по делу, связанному с серией угонов автомашин из дворов городских домов. М. Ашимов отказался разговаривать с журналистом, сказав, что у него «очень много дел».     

Декабрь, 10

Лязат Каражанова, «Ак Жайык» (г. Атырау)

Руководство Кызылкогинского района Атырауской области, пообещав присоединить малоимущие семьи района к газопроводу, обещание не выполнило.  По этому поводу корреспондент газеты «Ак Жайык» Лязат Каражанова обратилась к акиму района Бериккали Сарсенгалиеву. Аким разговаривать с журналистом отказался.

Также отказался встречаться с корреспондентом  аким Индерского района Атырауской области Жангельды Рахметкалиев, к которому Л. Каражанова обратилась по поводу закрытия центрального рынка в его районе. 

Свой отказ чиновники мотивируют сильной занятостью. 

Декабрь, 24

Виктор Молодовский, «Престиж» (г. Степногорск)

Корреспондент газеты «Престиж» Виктор Молодовский готовил материал о проблемах затянувшегося строительства дороги к периферийному 20-му микрорайону Степногорска,  об отсутствии автобусного сообщения с центральной  частью города. По этому поводу журналист несколько раз пытался встретиться или хотя бы получить по телефону ответы на вопросы у руководства городского отдела жилищно-коммунального хозяйства и строительства. В приемной ему отвечали, что чиновники то на объектах, то на совещании, то болеют.

Декабрь, 13

Аскар Актлеуов, «Жас казах» (г. Актобе)

Собственный корреспондент газеты «Жас казах» по Актюбинской области Аскар Актлеуов обратился в пресс-службу компании «СНПС-Актобемунайгаз» с просьбой предоставить информацию о подготовке нефтяной компанией казахстанских кадров. Сотрудник пресс-службы Галия Жалдыбаева попросила обратиться письменно, что журналист и сделал. Не дождавшись ответа, собкор позвонил Галие Жалдыбаевой. Последняя направила его к другому сотруднику пресс-службы Ардаку Кенжетаеву. В итоге журналист получил отписку, где сообщалась только биография одного из рабочих, который проходил курсы повышения квалификации и которому был присвоен разряд.

Декабрь, 02

Ольга Горай, «Наша Газета» (г. Костанай)

Корреспондент еженедельника «Наша Газета» Ольга Горай направила запрос руководству ГКП «Футбольный клуб «Тобол» с просьбой сообщить размер финансирования футбольного клуба из государственного бюджета, а также указать в процентном соотношении статьи расходов клуба. 

В ответе и.о. директора ФК «Тобол» Николай Панин не назвал конкретных цифр. На вопрос о бюджете он ответил: «Меньше «Актобе», на уровне команд первой шестерки. Новый бюджет не будет превышать текущий. Он объективно будет меньше, потому что формируется с учетом реальных потребностей клуба». Н. Панин согласился  озвучить цифры только в рамках общей кампании по раскрытию бюджетов клубов премьер-лиги. 

Ранее предшественник Н. Панина Халимжан Ержанов на вопросы о бюджете футбольного клуба сообщал:  «Тобол» находится под постоянным и тщательным контролем фискальных органов. Помимо прочего, мониторинг ведет УЕФА». Об этих ответах Ольга Горай сообщила в статье «Финты с бюджетом».

По поводу непредоставления информации редакция готовит досудебную претензию. 

8.  Необоснованные ограничения в получении общественно значимой информации

Декабрь, 14

Негосударственные СМИ

17 декабря на пятом курултае мусульман Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК) выбирало верховного муфтия страны. На этом мероприятии смогли присутствовать только несколько журналистов из государственных СМИ. 

Как отмечают представители других СМИ, Духовное управление мусульман Казахстана является одной из самых закрытых для журналистов организацией. Никакого объявления о том, что на пятом курултае мусульман будут проводиться выборы главы ДУМКа, не было. Также неизвестны должности или хотя бы фамилии формальных претендентов на пост.

Декабрь, 23

СМИ Восточно-Казахстанской области

В Усть-Каменогорске управление внутренней политики Восточно-Казахстанской области провело собрание «по инициированию республиканского референдума по продлению полномочий Первого Президента, Елбасы, Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева на посту президента Республики Казахстан до 6 декабря 2020 года». Об этом мероприятии журналисты из негосударственных СМИ узнали от коллег - представителей лояльных к президенту и областной исполнительной власти области СМИ, которых сотрудники управления накануне собрания пригласили прийти в акимат области. При этом о цели визита не сообщалось. 

Когда неприглашенные журналисты спросили, почему их нет в списках, глава пресс-службы акима области Беказат Рахимов заявил, что он ничего не знает, и посоветовал обратиться в филиал партии «Нур Отан». Партийцы сказали журналистам, что ни о каком мероприятии не слышали, и посоветовали обращаться в управление внутренней политики акимата. 

Декабрь, 07

Сауле Сейдахметова, «Аргументы и Факты Казахстан», «Взгляд» (Жамбылская область)

Собственный корреспондент по Жамбылской области газет «АиФ Казахстан» и «Взгляд» Сауле Сейдахметова сообщает о том, что пресс-секретарь акима города  Тараза Олжас Акылбаев, работающий в этой должности с 10 сентября, ни разу не пригласил ее на мероприятия горакимата.  При этом, когда журналист звонит ему, чтобы узнать о намечающихся мероприятиях, О. Акылбаев отвечает, что ничего нового не происходит. Позже собкор узнает о прошедших мероприятиях из новостей. 

Декабрь, 01

«Ак Жайык» (Атырауская область)

Атырауская газета «Ак Жайык» сообщает о том, что некоторые государственные органы  зачастую не приглашают представителей издания на свои мероприятия. Так, 1 декабря в Департаменте внутренних дел Атырауской области состоялась встреча сотрудников полиции с депутатами Мажилиса парламента Атырауской области. На мероприятие журналисты «Ак Жайыка» приглашены не были. Аналогичная встреча прошла в этот же день в областной прокуратуре, куда сотрудников указанного издания также не пригласили.

Декабрь, 01

Алла Злобина, интернет-портал «Республика» (Западно-Казахстанская область)

1 декабря журналист интернет-портала «Республика» Алла Злобина прибыла в акимат города Уральска, чтобы снять сюжет о встрече акима Самиголлы Уразова с бывшим детдомовцем Александром Пуздриковым по поводу его жилищного вопроса. Когда журналист стала снимать на видеокамеру парадный подъезд учреждения, к ней вышел сотрудник охраны акимата и запретил ей проводить видеосъемку. Полицейский мотивировал запрет тем, что здание акимата имеет стратегическое значение и съемка должна быть санкционирована властями. После того, как журналист потребовал показать документ, дающий основание для запрета, полицейский удалился.  

Декабрь, 12

Марина Муравлева, ТК «Первый Карагандинский»  (г. Караганда)

Корреспондент телеканала «Первый карагандинский» Марина Муравлева обратилась в Департамент образования Карагандинской области с просьбой рассказать, как идет подготовка учащихся школ к единому национальному тестированию. По телефону одна из сотрудниц департамента, отказавшаяся представится, сказала, что их руководство запретило общаться с журналистами, после чего повесила трубку.

Декабрь, 28

Ренат Ибрагимов, ТК «Ирбис» (г. Павлодар)

С приходом морозов в Павлодаре обострилась проблема с теплоснабжением жилых домов и социальных объектов. Корреспондент ТК «Ирбис» Ренат Ибрагимов, готовя сюжет на эту тему, неоднократно обращался в гос.учреждение «Отдел ЖКХ, транспорта и автомобильных дорог г. Павлодара» с просьбой объяснить причины, по которым температура воды в батареях  павлодарских многоэтажек и учреждений ниже нормы.  Однако разговаривать с Р. Ибрагимовым специалисты отдела категорически отказывались, требуя обратиться письменно в пресс-службу. Объяснения журналиста, что специфика телевизионных новостей требует оперативного сбора нужной информации по волнующим горожан проблемам, чиновников не устроили. Ренат Ибрагимов вынужден был общаться с муниципальными службами с помощью письменных запросов, что серьезно осложнило работу редакции и привело к задержкам выхода сюжетов на злободневную тему. 

Декабрь, 28 

Светлана Крук, ТК «5 канал» (г. Караганда) 

Журналист телекомпании «5 канал» Светлана Крук обратилась в Управление  пассажирского транспорта и автомобильных дорог Карагандинской области с просьбой рассказать, почему после сильных снегопадов в Караганде практически не наблюдается снегоуборочной техники. Сотрудники отдела отказались разговаривать с журналистом, сказав, что не могут называть своих фамилий и имен из-за страха потерять работу.  

Декабрь, 06

Айнур Акбаева, Ирина Абрамова, «7 канал» (г. Шымкент)

Съемочная группа телеканала «7» - Айнур Акбаева и Ирина Абрамова - снимала сюжет в селе Ванновка Тюлькубасского района Южно-Казахстанской области о конфликте учеников и учителей: дети и их родители пожаловались на непедагогические методы работы преподавателей школы имени Абая. Заведующие учебной частью школы разговаривать с журналистами на эту тему отказались. Они всячески пытались воспрепятствовать съемке, требуя «не вмешиваться в школьные дела». За происходящим наблюдали вызванные директором учебного заведения наряд полиции и прокурор района. 

Материал в эфир вышел.

Декабрь, 22

Ирина Гузь, Алимжан Молдабеков, «Рика-ТВ» (г. Актобе)

На рынке «Шыгыс» в Актобе правоохранительные органы по заявлению одного из предпринимателей проводили проверку. Съемочная группа программы «Факт» телекомпании «Рика ТВ» - корреспондент Ирина Гузь и оператор Алимжан Молдабеков - выехала на рынок, чтобы подготовить сюжет о проверке. Однако руководство рынка категорически запретило вести видеосъемку  в момент работы следственной группы.

9.  Необоснованное ограничение доступа к веб-сайтам

Декабрь, 20

www.inosmikz.org

20 декабря на сайте www.inosmikz.org («Обзор иностранной прессы c А.Тажутовым») опубликовано заявление редакции о том, что этот ресурс был заблокирован 15 декабря с 11:00 до 17:00. Редакция связывает блокировку с запланированной публикацией статьи Аккали Коптлеуова «Н. Назарбаев — сын своего времени», которая была приурочена к Дню Независимости Республики Казахстан.

10. Нарушения принципа гласности судебного процесса

Декабрь, 03

Надежда Ковальская, «Наша Газета» (г. Костанай)

Корреспондент еженедельника «Наша Газета» Надежда Ковальская пришла в Костанайский городской суд № 2 на слушание дела по обвинению сотрудников полиции в избиении задержанного. Перед началом слушания, находясь в зале суда, она сфотографировала момент, когда обвиняемых вводили в зал. Подсудимые выразили возмущение этим фактом, после чего судья Мадина Саламатова указала журналисту, что нельзя производить фотосъемку в зале судебного заседания. Ковальская пояснила, что она производила фотосъемку еще до начала заседания, и попросила разрешения на съемку. 

Разрешение на фотосъемку процесса судья не дала, мотивируя это тем, что снимавшие ранее процесс по этому делу журналисты телекомпании «Алау» показали в эфире лица подсудимых, несмотря на запрет судьи. Затем М. Саламатова приказала журналисту удалить кадр и поручила приставу проконтролировать это, объяснив: «Вообще во всем здании суда нельзя производить фотосъемку. Вы не на улице находитесь».

Декабрь, 09

Надежда Ковальская, «Наша Газета» (г. Костанай)

9 декабря в «Нашей Газете» вышла статья «Тонкости оперативной работы», о процессе по обвинению двух оперуполномоченных в избиении задержанного. После выхода публикации в редакцию позвонили женщины, представившиеся родственницами одного из фигурантов дела - подсудимого Аяна Шаяхметова. Они возмущались тем, что в газете был размещен рисунок с подписью «Аяна Шаяхметова заводят в зал суда». По словам женщин, редакция не имела права этого делать, так как судья ранее запретила производить фотосъемку этого процесса. Родственники подсудимого угрожали подать в суд на редакцию и журналиста.

В ответ главный редактор «Нашей Газеты» Ольга Колоколова сказала, что указание судьи редакция в данном случае не нарушала, так как в газете был опубликован рисунок с процесса, а не фотография.

Декабрь, 01 

СМИ  г. Караганды

В Карагандинском областном суде  во время оглашения приговора  членам преступной группировки, которым вменяется хищение 641 тонны металла с территории  «АрселорМиталл Темиртау», один из адвокатов обвиняемых самовольно забрал включенные диктофоны корреспондентов СМИ со стола судьи. После вынесения приговора адвокат вернул всем корреспондентам диктофоны, так и не объяснив им мотив своего поступка. Он также отказался представиться журналистам, сказав, что зовут его «никак». 

11. Необоснованный досмотр тиражей СМИ

Декабрь, 01

«Курс» (г. Кокшетау)

Выехавшую из Петропавловска автомашину с тиражом региональных газет «Курс» и «Букпа!» остановили полицейские, которые не представились, но потребовали провести досмотр груза. При этом интерес полицейских распространялся только на «Курс»: из каждой пачки тиража вынимался и пролистывался экземпляр. 

12. Нарушения  хозяйственных прав СМИ 

  Декабрь, 08

Портал «Республика» (г. Алматы)

8 декабря редакция информационно-аналитического портала «Республика» распространила пресс-релиз, в котором сообщила об аннулировании на платформе facebook аккаунта этого портала (http://www.facebook.com/respublika.kaz). «Претензий со стороны администрации социальной сети по содержанию к редакции не поступало, поэтому мы не исключаем политической мотивации блокировки», - подчеркивается с пресс-релизе.

По этому поводу специалисты портала вступили в переписку с администрацией социальной сети. В ходе переговоров редакции с администрацией соцсети выяснилось, что причина аннулирования аккаунта была в изменении правил регистрации.

10 декабря доступ к веб-странице http://www.facebook.com/respublika.kaz восстановлен.

Декабрь, 15

«Таза булак» («Чистый родник») (Алтынсаринский район Костанайской области)

15 декабря независимая районная газета «Таза булак» Алтынсаринского района Костанайской области опубликовала обращение редакции к депутатам Алтынсаринского районного маслихата. Редакция сообщила, что аким района Батырбек Ахметов отменил увеличение бюджета в части финансирования публикаций нормативно-правовых актов. Это создало задолженность районного бюджета перед изданием в размере более 800 тыс. тенге и стало причиной задолженности по зарплате работникам редакции.

В числе других обвинений в адрес акима - его указание о расторжении договора аренды помещения с редакцией, а также устное требование к учредителю газеты (ТОО «Таза булак») о передаче газеты ему без компенсации вложенных затрат. В противном случае, говорится в обращении, аким «сказал, что он откроет свою газету и не даст возможности работать другой газете в его районе». Также сообщается, что на аппаратном совещании с руководителями учреждений, предприятий и организаций аким района дал указание приостановить подписку на «Таза булак».

Редакция газеты просит депутатов разобраться в ситуации на очередном заседании маслихата и дать ответ, так как все обращения к акиму остались без ответа.

Декабрь, 30

«Таза булак» («Чистый родник») (Алтынсаринский район Костанайской области)

Депутаты маслихата Алтынсаринского района на очередной сессии рассмотрели обращение редакции  районной газеты «Таза булак» по поводу ситуации, которая сложилась в издании после назначения акимом района Батырбека Ахметова и в связи с сокращением госзаказа. Выслушав пояснения Б. Ахметова, депутаты единогласно проголосовали за то, чтобы газета опубликовала опровержение собственного обращения.

30 декабря в интервью костанайской «Нашей газете» аким Алтынсаринского района Батырбек Ахметов опроверг большинство предъявленных ему обвинений и сообщил, что намерен обратиться с иском к «Таза булак», если не будет опубликовано опровержение фактов, изложенных в Обращении редакции. Аким расценивает как оскорбление фразу о том, что он нарушил огромное количество законов. 

III. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ 
СРЕДСТВАМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ЖУРНАЛИСТАМ

1.  Обвинения в злоупотреблении служебным положением

Декабрь, 09

Виктор Мирошниченко, «Время» (Северо-Казахстанская область)

В Министерство внутренних дел РК поступило заявление от жителя Петропавловска Кайрата Бекшаева, в котором говорилось, что собкор газеты «Время» Виктор Мирошниченко незаконно получил вид на жительство, ведет антиобщественный образ жизни,  злоупотребляет своим служебным положением и порочит доброе имя казахстанских граждан.

По утверждению Мирошниченко, в заявлении содержались клеветнические сведения, но при этом автор заявления  проявил большую осведомленность во многих вопросах личного характера из жизни журналиста, такую информацию Бекташев не мог получить без содействия спецслужб.  

Кроме того, 27 декабря в психоневрологический диспансер Северо-Казахстанской области поступил запрос из управления миграционной полиции Департамента внутренних дел Северо-Казахстанской области с просьбой сообщить, состоит ли  у них на учете  гражданин РФ Виктор Мирошниченко. 

Журналист предполагает, что против него готовится провокация с целью воспрепятствования его профессиональной деятельности.

2.  Обвинения в разглашении тайны личной жизни

Декабрь, 08

«Актобе таймс» (г. Актобе)

Как сообщалось ранее, бывший сотрудник Департамента внутренних дел (ДВД) Актюбинской области Галия Султанова обратилась в актюбинский городской суд с иском к редакции газеты «Актобе таймс»,  Департаменту внутренних дел области и юристу департамента Карлыгаш Курмангазиной, обвинив их в разглашении тайны усыновления.  Истица потребовала принести ей извинения и взыскать с ответчиков 70 млн. тенге в счет возмещения морального вреда.

Поводом для иска послужила ситуация, сложившаяся после публикации в газете «Актобе таймс» 29 апреля статьи «Судебная эпопея экс-полковника» - о  судебных процессах бывшего сотрудника ДВД Актюбинской области Галии Султановой с руководством департамента. Спустя некоторое время на сайт газеты обратился читатель с вопросом о дальнейшей судьбе Г. Султановой.  На запрос редакции по этому поводу юрист областного ДВД  Курмангазина сообщила, что Г. Султанова усыновила ребенка и находится в отпуске по уходу за ребенком. Именно этот ответ был дословно опубликован на сайте издания. В суде Карлыгаш Курмангазина подтвердила, что давала газете интервью как должностное лицо.

15 сентября суд г. Актобе вынес решение взыскать с ответчиков 150 тысяч тенге  морального вреда солидарно. В остальной части иска отказано.

Газета обратилась с апелляцией в вышестоящий суд, так как считает, что  в соответствии со ст. 25 и 26 Закона «О средствах массовой информации», СМИ не несут ответственности за сведения, предоставленные должностными лицами 

4 ноября апелляционная инстанция суда г. Актобе  исключила ДВД Актюбинской области из числа ответчиков и освободила от выплаты морального вреда по иску. Решение суда о взыскании с редакции «Актобе таймс» и юриста департамента 150 тыс. тенге морального вреда оставлено без изменений.

8 декабря кассационная судебная коллегия Актюбинского областного суда оставила постановление апелляционной инстанции без изменения.

3. Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, 
вытекающие из публикации определенных сведений

Декабрь, 01

«Central Asia Monitor» (г. Алматы)

Алматинский городской суд в полном объеме отклонил апелляционную жалобу Банка развития Казахстана (БРК) и шести его крупных заемщиков на решение  Специализированного межрайонного экономического суда от 23 августа по их иску к учредителю газеты «Central Asia Monitor» - ТОО «Alem BG». 

Напомним, поводом для иска послужили  несколько редакционных статей, опубликованных в «Central Asia Monitor» - «Время не ждет. «Время» пережидает?» (28.08.2009), «А Васька слушает да ест» (04.09.2009), «Время собирать камни, или Что развил «Банк развития Казахстана» в Казахстане? (15.09.2009), «Не все на этом свете решается за деньги» (21.09.2009), «В темпе вальса» (22.09.2009), «Игра по правилам и без» (29.09.2009), «Скованные одной целью» (06.10.2009), «БРК: странная любовь к «Казахцементу» (07.10.2009.)

БРК и шесть его заемщиков - АО «Каустик», ТОО «Силициум Казахстан», АО «Агромашхолдинг», ТОО «Казахцемент», АО «Компания «Биохим», АО «Ютекс», - посчитали публикации порочащими честь, достоинство и деловую репутацию и обратились в Специализированный межрайонный экономический суд Алматы с соответствующим иском. Сумма иска составила 350 миллионов тенге.

23 августа суд отклонил требования истцов в полном объеме. 

Декабрь, 20

Лукпан Ахмедьяров, «Уральская неделя» (Западно-Казахстанская область)

20 декабря президент АО «Тенгизнефтестрой» подписал заявление, в котором отказался от всех имущественных претензий к газете «Уральская неделя» и к журналисту Лукпану Ахмедьярову.

Таким образом, газета и журналист освобождаются от выплаты 20 миллионов тенге компенсации за причиненный моральный вред названному АО.

Напомним, летом 2010 года суд г. Уральска, рассмотрев иск о защите чести и достоинства АО «Тенгизнефтестрой» к газете «Уральская неделя» и к журналисту Лукпану Ахмедьярову, частично удовлетворил исковые требования, обязав ответчиков выплатить истцу 20 миллионов тенге в счет возмещения морального вреда.

Поводом для иска послужила статья Л. Ахмедьярова «За ширмой тендера» («Уральская неделя», 06.08.2009 г.). В ней сообщалось, что компания задолго до подведения итогов тендера начала строительные работы на месте будущего газопровода «Жымпиты-Каратюба». На основании этого факта журналист высказал предположение, что «Тенгизнефтестрой» был уверен в победе на тендере еще до его объявления, и задался вопросом, на чем основана такая уверенность

Декабрь, 03

«Свобода слова» (г. Алматы)

25 ноября в газете «Свобода слова» вышел материал Валерия Сурганова «Признания б/с «десятки» МВД», написанный по свидетельствам бывшего сотрудника МВД Василия Кузина. В. Кузин в интервью журналисту признался в том, как именно сотрудниками этого ведомства был «подставлен» в 2003 году журналист Сергей Дуванов, как фабриковались дела в отношении предпринимателя Николая Усатова и бывшего начальника Кордайского райотдела Жамбылской области Сабыржана Байдильдаева.

После выхода статьи в редакцию по факсу пришло опровержение от В. Кузина. В своем письме герой публикации заявляет: «Я опровергаю следующее: что я якобы являлся «оборотнем в погонах», участником преступной группы и руководил ею,  участвовал в политических провокациях, похищениях людей и других тяжких преступлениях!!! Указанных действий я не совершал и такого вам не говорил!!! О некоторых указанных в статье данных (подробностях) мне не было известно, о них мне никто не говорил, следовательно, и не мог сказать!». По словам Василия Кузина, он рассказал Сурганову об известных ему от третьего лица фактах, то есть «через СМИ хотел рассказать об известных мне преступлениях». Он считает, что журналист публично опорочил его честь, достоинство и репутацию.  

Это письмо было опубликовано в очередном номере «Свободы слова» с комментариями Валерия Сурганова. В комментарии журналист отмечает, что в редакции имеется диктофонная запись с В. Кузиным и его подробные обращения в спецслужбы, которые бывший сотрудник МВД предоставил редакции. 

Декабрь, 23

«Эврика» (г. Актобе) 

«Литер» (Актюбинская область)

Как сообщалось ранее, в июле 86-летний актюбинец, ветеран Великой Отечественной войны Гизат Тухтабаев обратился с  заявлениями о защите чести и достоинства в  городской суд Актобе к двум изданиям — «Литер» и «Эврика».  Поводом послужили статьи, опубликованные в этих изданиях в апреле 2006 г. и в апреле 2010 г.  

Ветеран посчитал, что ситуация  вокруг его пулевого ранения в обоих случаях была описана неверно. Также ветеран опровергает слова журналистов о том, что  во время войны он работал связистом. На самом деле, уверяет ветеран, он участвовал в боях и был демобилизован в 1946 году.  В числе претензий Г. Тухтабаева и то, что «Эврика» опубликовала его фото с зеркальным эффектом, в результате чего  создалось впечатление, что у ветерана отсутствует левый глаз, а не правый. Исходя из всего этого, ветеран посчитал, что издания распространили недостоверную информацию, порочащую его честь и достоинство. Моральный вред ветеран Г. Тухтабаев просил определить на усмотрение суда. 

Эти два иска были объединены судом в одно производство. 24 сентября городской суд отказал ветерану в иске о распространении недостоверных сведений, но обязал газету «Эврика» выплатить Г. Тухтабаеву 150 000 тенге за публикацию фото. 

Апелляционная судебная коллегия Актюбинского областного суда отменила решение городского суда. Областной суд признал доводы истца обоснованными и обязал редакции газет «Литер» и «Эврика» опубликовать в своих изданиях опровержения относительно обстоятельств ранения участника войны в глаз и дальнейшего его участия в боях в составе действующей Советской Армии. В качестве возмещения морального вреда редакции должны выплатить ветерану по 500 тысяч тенге. 

Кассационной судебной коллегией Актюбинского областного суда постановление апелляционной инстанции оставлено без изменения. 

Редакции газет «Литер» и «Эврика» намерены обратиться с жалобами в Верховный суд.

Декабрь, 21

«Взгляд» (г. Алматы)

В Бостандыском районном суде Алматы продолжается судебный процесс по иску о защите чести, достоинства, деловой репутации бывшего врача 4-ой городской больницы Адиля Кельдыбаева к газете «Взгляд» и алматинцу Дмитрию Данилову.

Поводом послужили статьи, опубликованные в издании - «Поотрубать бы ваши органы движения» («Взгляд», 02.04.2010 г.) и «Камни иногда возвращаются» («Взгляд», 04.06.2010 г.). В них описывалась история Дмитрия Данилова, которому в городской больнице № 4 Алматы сделали операцию по удалению желчного пузыря. Через полгода Дмитрия стали мучить боли, и он обратился в другую больницу, где было обнаружено, что желчный пузырь удален частично. Этот факт хирург Адиль Кельдыбаев, проводивший операцию, в больничной карте не отразил. После жалобы Данилова в соответствующие инстанции была начата проверка фактов, а в марте, еще до выхода в свет первой статьи, Кельдыбаев уволился из больницы по собственному желанию.

В иске же Кельдыбаев указывает, что именно публикации вынудили его уволиться с работы и повлияли на его дальнейшую карьеру. Он требует опубликовать опровержение и взыскать моральный вред в размере 10 млн. тенге с газеты и 500 тыс. тенге — со своего бывшего пациента Д. Данилова. При этом в иске не указывается, какие именно сведения истец считает недостоверными.

21 декабря на пресс-конференции в Алматы представители ответчиков высказали свое мнение о том, что суд предвзято относится к рассмотрению дела: их доводы  не принимаются во внимание и даже в назначении филологической экспертизы текстов редакции отказано. В распространенном изданием пресс-релизе говорится: «Редакция газеты предполагает, что такая предвзятость может быть вызвана тем, что родной брат врача Адиля Кельдыбаева Галым Кельдыбаев, судья специализированного межрайонного административного суда (СМАС) г. Алматы, влияет на процесс. Редакция не утверждает, что он может оказывать влияние на процесс, но возможно, в дело вступает так называемая корпоративная солидарность».

Декабрь, 07

Надежда Ковальская, «Наша Газета» (г. Костанай)

7 декабря в редакцию еженедельника «Наша Газета» поступила претензия от заместителя директора ТОО «Market Centre Brokerage Kazakhstan Костанай» М. Данильченко. Поводом послужила статья Надежды Ковальской «Бесплатный тур в мышеловке» («Наша Газета», 11.11.2010 г.). В ней рассказывалось о том, что супружеская пара, выигравшая в туристской компании «SanCityS» подарочный сертификат (в сертификате стояла печать ТОО «Market Centre Brokerage Kazakhstan Костанай»), пришла в компанию и узнала, что должна заплатить некоторую сумму, чтобы им воспользоваться. Подсчитав, супруги выяснили, что обычный тур стоит дешевле, чем «подарок» фирмы «SunCityS». Подобные туры журналист назвал псевдобесплатными.

После выхода материала в редакцию поступила претензия от заместителя директора ТОО «Market Centre Brokerage Kazakhstan Костанай» М. Данильченко. М. Данильченко считает, что в публикации газета распространила заведомо недостоверные, порочащие деловую репутацию фирмы сведения. Директор ТОО потребовал опубликовать опровержение. В противном случае «Market Centre Brokerage Kazakhstan Костанай»  оставило за собой право обратиться в суд. 

Как сообщила Надежда Ковальская, в процессе подготовки статьи она пыталась найти координаты данного ТОО на сайте налогового комитета Министерства финансов РК. Однако там этих данных не оказалось, о чем она и сообщила в статье.

Редакция газеты сообщила, что отреагирует на данное письмо в установленном законом порядке. Однако ответить М.А. Данильченко не представляется возможным, так как никаких контактов в своем письме она не сообщила.

Декабрь, 28

Надежда Румянцева, «Квартал Петропавловск» (г. Петропавловск)

В газете «Квартал Петропавловск» вышла статья Надежды Румянцевой «Квартирные мошенники». В ней рассказывалось о том, как обманом  отняли квартиру у жительницы города Елены Чернявской. В разговоре с журналистом жительница Петропавловска обвинила своего представителя в суде Ольгу Княжеву в том, что она вступила в сговор с ее оппонентами и действовала в их интересах. Все эти подробности в статье были опущены, говорилось только, что, по словам Чернявской, О. Княжева ее обманула.

После выхода публикации в редакцию обратилась Ольга Княжева с требованием дать опровержение не соответствующих действительности сведений. При этом в претензии не уточнялось, какие именно сведения не соответствуют действительности. 

Редакция опровержение не опубликовала. 

4. Случаи и основания освобождения СМИ от ответственности 
за публикацию недостоверных сведений

Декабрь, 10

«Костанайские новости» (г. Костанай)

17 декабря 2009 г. в газете «Костанайские новости» был опубликован материал начальника городского отдела образования акимата г. Костанай Батимы Даумовой «Мы хотим защитить интересы детей и родителей». В статье рассказывалось о деятельности ОО «Родители и дети гимназии им. А.М. Горького» и его председателя Гульнуры Искаковой. 

Г. Искакова посчитала статью порочащей ее честь, достоинство и деловую репутацию и в октябре 2010 года обратилась в «Костанайские новости» с требованием опровержения. Редакция в опровержении отказала, так как материал был опубликован  от имени начальника  Костанайского отдела образования без какой-либо журналистской правки.

19 ноября председатель общества обратилась в Костанайский городской суд с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации к начальнику  отдела образования акимата Батиме Даумовой  и редакции «Костанайские новости». Истец потребовала пять фрагментов статьи, касающихся ее деятельности, признать сведениями, порочащими ее честь, достоинство и деловую репутацию и обязать газету опубликовать опровержение.

Редакция с иском не согласилась и 10 декабря обратилась в суд с возражением на исковое заявление Гульнуры Искаковой. 

Декабрь, 13

«Курс» (г. Кокшетау)

9 декабря в газете «Курс» была опубликована статья «Полицейский беспредел», в которой рассказывалось о превышении некоторыми полицейскими служебных полномочий. После выхода статьи в редакцию позвонила супруга одного из героев публикации,  оперуполномоченного ОПК УВД города Кокшетау Кабидуллы Рахимова. По ее словам, все было не так, как написано в публикации, и она требует опровержения. 

В опровержении Айнур Рахимовой было отказано, так как статья была подготовлена по протоколам и документам судебного дела, рассмотренного сначала в Кокшетауском городском суде, а потом в Акмолинском областном. Проходящие по делу полицейские признаны превысившими свои служебные полномочия.

5. Требования о защите прав на интеллектуальную собственность

Декабрь, 01

Казнет,  сайт «Центр тяжести» 

В ответ на обращения ОЮЛ «Интернет Ассоциация Казахстана» и депутата Мажилиса парламента РК Ерболата Апсалямова по поводу решения  Специализированного межрайонного экономического суда (СМЭС) Алматы о праве собственности на сайт «Центр тяжести», Генеральная прокуратура РК поручила прокуратуре Алматы проверить доводы, приведенные в обращениях, и принять соответствующие меры реагирования при выявлении нарушений законности. 

Напомним,  11 октября СМЭС Алматы вынес решение по спору о праве собственности на сайт «Центр тяжести» между Дмитрием Зиминым и Эржаном Исабаевым. СМЭС постановил передать право собственности на портал bb.ct.kz, а также сервера и программное обеспечение, на котором работает интернет-форум «Центр тяжести», владельцу рекламного агентства «TengriSaatchi & Saatchi» Эржану Исабаеву.

Д. Зимин обжаловал это решение в Алматинском городском суде.

Декабрь, 22

Казнет, сайт «Центр Тяжести»: 

Как сообщалось ранее, 11 октября Специализированный межрайонный экономический суд Алматы вынес решение по спору о праве собственности на сайт «Центр тяжести» (ЦТ) между Дмитрием Зиминым и владельцем рекламного агентства «TengriSaatchi & Saatchi» Эржаном Исабаевым. СМЭС принял решение передать право собственности на портал bb.ct.kz, а также сервера и программное обеспечение, на котором работает интернет-форум «Центр тяжести», Эржану Исабаеву.

22 декабря в Алматинском городском суде состоялось апелляционное слушание по этому делу. Решение СМЭСа было оставлено без изменений. Дмитрий Зимин намерен обратиться в суд с кассационной жалобой. 

Напомним, ранее, 28 июня текущего года решение Специализированного межрайонного экономического суда Алматы домен портала ЦТ был оставлен за Зиминым. 23 августа постановлением апелляционной судебной коллегии Алматинского городского суда решение суда первой инстанции было отменено. 

Ресурс был запущен в 2000 году, и в первые годы его аудитория росла всего на тысячу, три тысячи человек в год и была в 100 раз меньше, чем сегодня. С 2003 года аудитория ЦТ увеличивалась вдвое ежегодно. Основной прирост пользователей ЦТ пришелся на 2009 год благодаря существенному увеличению доступности подключения к сети интернет в стране.

Несмотря на блокировку доменного имени ct.kz в апреле 2010 года, в результате чего была потеряна практически половина аудитории, по состоянию на конец 2010 года аудитория ЦТ составляет более 500 тысяч человек, из них более 250 тысяч являются активными зарегистрированными пользователями.

Декабрь, 07

ТОО «Рифма» (г. Актобе)

7 декабря суд г. Актобе полностью удовлетворил требования ТОО «Казахойл Актобе» к ТОО «Рифма» - учредителю газеты «Диапазон» по иску о восстановлении нарушенных прав.

Поводом для иска послужила опубликованная 31 марта на сайте газеты www.diapazon.kz заметка «Гендиректор КМГ Ибрашев не будет уволен» о забастовке нефтяников в п. Жанаозен. В качестве иллюстрации к материалу администратор сайта использовал фото нескольких нефтяников в спецодежде. По мнению истца, на куртке одного из них можно увидеть букву «К», напоминающую логотип компании ТОО «Казахойл-Актобе». Истец считает, что «размещение фотоснимка с изображением людей в специальной одежде с изображением товарного знака Компании с публикацией на тему, не относящейся к Компании, может негативно отразиться на имидже Компании и вводит в заблуждение посетителей сайта газеты «Диапазон».

«Казахойл-Актобе» потребовал удалить изображение товарного знака, размещенное на сайте газеты, опубликовать на этом же сайте опровержение, утверждающее, что компания непричастна к опубликованным событиям, и принести извинения в адрес ТОО за незаконное использование товарного знака. 

Представители ответчика иск не признавали и поясняли, что на данном фотоснимке изображены люди в специальной одежде с изображением другого знака, опубликованная статья никакого отношения к ТОО «Казахойл Актобе» не имеет. Их доводы суд счел несостоятельными.

Мониторинг подготовлен по сообщениям 

СМИ и корреспондентов Фонда

«Адил соз».

Координатор мониторинговой службы фонда «Адил соз»

Елена Цой

e-mail: lena@adilsoz.kz
Руководитель юридической службы фонда «Адил соз»

Ганна Красильникова

e-mail:  ganna@adilsoz.kz
По всем вопросам мониторинга вы можете также обратиться 

info@adilsoz.kz
1

